Итоги пятницы (11/04/07)
В пятницу российские акции сильно упали. На этот раз формальным поводом для движения вниз стала негативная динамика азиатских рынков (Nikkei 225: -1,03%, Hang Seng: -1,34%, Shanghai Composite: -0,69%). По итогам торгов индекс ММВБ опустился на 2,35% до отметки 1625,69 пунктов.
Президенты Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и представитель Казахстана в ходе неформального саммита 11 мая подписали коммюнике по вопросам энергетического сотрудничества. Участники встречи объявили о намерении приложить усилия для создания нефтетранспортной системы Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, которую предполагается использовать для прокачки каспийской нефти в обход российской территории. По замыслу авторов проекта, появление дешевой и качественной каспийской нефти в Гданьске будет способствовать снижению конкурентоспособности российского углеводородного сырья в портах Северной Европы. Однако, эту инициативу следует рассматривать как нейтральную для российских компаний. С экономической точки зрения поставка каспийской нефти по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск выглядит абсолютно нерентабельной. В Европе принято строить нефтепроводы с востока на запад, но никак не с юга на север. Очевидно, что Украина, Грузия и Польша заинтересованы в том, чтобы направить поток каспийской нефти по своей территории, но очень сомнительно, что им удастся найти поставщиков сырья для прокачки по такому замысловатому маршруту, а также банки, которые согласятся профинансировать такой рискованный проект.
Май, 13 2007 в 17:15
А почему “с экономической точки зрения поставка каспийской нефти по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск выглядит абсолютно нерентабельной”?
Май, 14 2007 в 14:00
Обычно транспортные марщруты прокладываются исходя из следующих соображений: (1) кратчайший путь, (2) из точки, в которой наблюдается избыток сырья, в точку, где ощущается его нехватка.
Чтобы каспийская нефть попала в систему Одесса-Броды, она должна быть доставлена в черноморские порты Грузии по железной дороге или по трубе. После этого планируется переваливать её на танкеры, по морю везти в Одессу, там выгружать из танкеров и по трубе качать в Броды. В итоге имеем протяжённый маршрут и две лишние перевалки.
Далее нефть поступит в крупный транспортный узел Броды, где, как уже отмечалось, наблюдается избыток нефти российского происхождения. Какой же же поставщик захочет везти свой товар туда, где его и так навалом? Если уж нефть загружена на танкер в Чёрном море, то удобнее на этом же танкере через проливы доставить её в порты Средиземного моря, где нефти мало, а желающих её купить - много.